Первые следы появления человека на территории современного Дагестана историки датируют сотнями тысяч лет. Когда наступали ледники, люди спустились в Прикаспийскую низменность. А когда они отступили — поднялись в горный Дагестан. Некоторые национальности республики считают потомками мидийцев, хеттов или народов древнего Шумера.
Земледелием и скотоводством здесь занимались уже 7–8 тыс. лет назад. А начало бронзового века (конец IV–II тысячелетие до н.э.) стало расцветом агрокультуры. До сих пор на горных склонах сохранились террасы, где выращивались зерновые, лён, бобовые, а также фрукты и виноград.
В IV веке до н.э. — IV веке н.э. в Восточном Кавказе процветала Кавказская Албания. В V–VI веках н.э. появляются раннефеодальные царства: Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут. В середине VII века Прикаспийский Дагестан становится окраиной Хазарского каганата.
Здесь проходило множество путей миграции и торговли. Волны ираноязычных кочевников (сабатины, белозерские племена, скифы), минуя дагестанские горы, растекались в страны Закавказья и Передней Азии. Позже миграционные потоки вызвало великое переселение народов. Торговцев приводил сюда Великий шёлковый путь.
Долгое время здешние народы были язычниками, солярные символы наносились на стены, мебель и одежду на протяжении многих веков. Ислам, который исповедует сегодня более 96% населения, принесли в Дагестан посланцы мусульманского халифа в 642 году. Но процесс исламизации растянулся почти на 900 лет и завершился только к концу XVI века.
На перекрёстках дорог часто бывает неспокойно. Дагестан видел немало войн. То в его прикаспийскую часть вторгались кочевники, то отряды арабов в период арабо-хазарских войн (в VII–VIII веках) рвались в горы, уничтожая целые аулы. Начиная с XIII века, походы сюда совершали татаро-монгольские войска.
В 1395 году Тимур, создавший обширное государство в Средней Азии и замахнувшийся на «мировую империю», которую не удалось собрать Чингисхану, через Дербентский проход прибыл сюда из Азербайджана во главе огромной армии. А в начале XVI века в схватку за Дагестан вступили Иран и Османская империя
И всякий раз в борьбе с завоевателями народы Дагестана объединялись. В 1582 году их войска, в составе которых были лакцы, аварцы и даргинцы, нанесли крупное поражение турецким янычарам. Затем развернулась продолжительная борьба с иранским шахом Надиром. Объединённые силы горцев разгромили иранцев, и в 1743 году Надир вывел свои войска.
Кавказская война — противостояние Российской Империи с Северо-Кавказским имаматом — шла без малого 50 лет: с 1817 по 1864 годы. На самом деле столкновения продолжались и после 1864-го. За это время в России сменились три императора: Александр I, Николай I и Александр II. Шамиль, на одном из этапов возглавивший имамат (государство горцев) и газават (священную войну против неверных) практически всю жизнь провёл в противостоянии России. Но в конце своего жизненного пути вместе с сыновьями принёс присягу на верноподданство России. И Дагестан стал одной из областей России.
13 ноября 1920 года на I съезде народов Дагестана была провозглашена автономия, а немного погодя вышел декрет ВЦИК об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. С установлением советской власти в горных аулах появились школы, повсеместно стали строиться дороги. 70-километровый канал им. Октябрьской революции, прорытый от реки Сулак, принёс влагу на обширные территории для земледелия и в Петровск-порт (Махачкалу), где прежде воду брали либо из родников, стекавших с горы Тарки-Тау, либо из бочек, заполняемых из Сулака и доставляемых поездами. В 1929 году построена Гергебильская ГЭС, и жители Дагестана оценили преимущества электричества.
Когда грянула Великая Отечественная война, народы Дагестана вместе с другими народами СССР встали на защиту Родины. Практически в каждой семье были свои не вернувшиеся домой герои. А 52 дагестанцам присвоено звание Героев Советского Союза.
События 1999 года вновь показали, на что способны вольнолюбивые горцы. Когда 7 августа формирования Басаева и Хаттаба вторглись в Ботлихский район, тут же на защиту своей земли встали сами жители. Мужчины брали в руки оружие и шли воевать с профессионально подготовленными боевиками. «В борьбе с бандформированиями ополченцы сыграли неоценимую роль», – говорил генерал Виктор Казанцев, в то время командующий Северо-Кавказским военным округом. Он руководил операцией по уничтожению бандформирований, в ходе которой военные, милиция и ополченцы сражались сообща.
Сегодня военнослужащие из Дагестана героически сражаются с нацистами в ходе специальной военной операции. Одним из первых звание Героя России было присвоено (посмертно) гвардии старшему лейтенанту Нурмагомеду Гаджимагомедову. «В бою он уверенно командовал своими бойцами. Как настоящий командир берег подчинённых. Уже получив тяжёлое ранение, сражался до последнего и подорвал гранатой окруживших его боевиков и себя. Он пошёл на такой шаг, потому что понимал, с кем имеет дело. С неонацистами, которые издеваются над пленными и зверски их убивают», - так рассказал о его подвиге президент России Владимир Путин.
Традиции на Кавказе называют адатами — законами, которые не писаны, но обязательны к исполнению. Корни многих из них уходят ещё в языческий период. Адаты здесь очень сильны, и в борьбе с цивилизацией проявляют завидную устойчивость.
Джамаат, т.е. община, здесь по‑прежнему жива. Жители одного селения представляют собой сплочённую общность. И если кто‑то попал в беду, ему обязательно помогут. Как и в старину, в джамаатах обязательно есть годекан — место для собраний, куда приходят мужчины.
Не менее важен для каждого дагестанца и тухум — род. Он всегда в его сердце. И род заботится о своих членах: умершие предки оберегают живых потомков, а живые почитают ушедших и помогают друг другу.
Чай подают сначала старшему мужчине, затем — остальным, но тоже по принципу старшинства. Дагестанцы воспитывают в детях почтительное отношение к старшим. Сын не сядет без разрешения отца, младший не начнёт говорить без разрешения старшего. Для горцев старший — значит, мудрый. Он многое повидал и осмыслил, он является хранителем культурной и исторической памяти, традиций и обычаев предков. В любом споре последнее слово остаётся за аксакалом — почтённым представителем старшего поколения. И ни одно мероприятие не проходит без него.
Появление на свет младенца — всегда радостное событие для всех жителей аула. К нему обычно готовятся несколько дней: устраивают место для новорождённого, собирают яства для празднования, приготавливают подарок тому, кто первым донесёт до отца известие о рождении малыша. Но главное — подбирают ребёнку воспитателя среди старейшин.
Когда малыш родился, начинается всеобщее гуляние, растягивающееся на несколько дней. Гости, приходя в дом, преподносят родителям и старшим родственникам дорогие подарки. А те угощают односельчан и веселятся с ними.
Считается очень важным для дальнейшей судьбы новорождённого выбор ему имени. Это делается в течение 3 дней после рождения, часто спрашивают совета у аксакалов. А потом аксакал выполняет такой обряд. В правое ухо младенца произносит слова Азана, посвящающие его в мусульманскую веру. В левое говорит его имя. После этого рот малышу смазывают сладкой водой, чтобы у него была сладкая и счастливая жизнь.
Друзья часто становятся столь близкими людьми, что воспринимают друг друга как родственников. Кунак в Дагестане больше, чем друг. Это побратим. Он может пожертвовать ради друга благами. А если кунак погиб, будет заботиться о его семье. Куначество распространяется и на семьи. И даже «передаётся по наследству»: побратимами становятся не только семьи кунаков, но и их потомки.
Такого национального многообразия нет ни в одной другой республике России: в Дагестане проживает свыше 30 народов, плюс малочисленные представители многих других этносов. Они не просто говорят по-разному – их языки относятся к разным языковым группам.
В северо-кавказскую языковую семью входят языки нахско-дагестанской ветви: аварский, даргинский, лезгинский, лакский, табарасанский, рутульский, агульский, цахурский, чеченский. Тюрки, кумыки, татары, ногайцы говорят на языках алтайской языковой семьи (тюркская группа). А русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне – это представители индоевропейской языковой семьи. И тем не менее, все прекрасно понимают друг друга – не только благодаря тому, что некоторые знают по несколько языков. Функцию межнационального общения прекрасно выполняет русский язык.
горные западные районы
горы и предгорья средней части республики
Ногайская степь на севере
Терско-Суламская низменность, северные предгорья
горы, предгорья и равнины Южного Дагестана
Махачкала и другие значимые города
Более 40 уроженцев республики в Великую Отечественную войну удостоены звания Героя Советского Союза. В ходе специальной военной операции Героями России стали уже четверо дагестанцев: кроме Нурмагомеда Гаджимагомедова, ставшего первым героем СВО, это генерал Эседулла Абачев, майор Энвер Набиев, старший лейтенант Руслан Курбанов.
Немало дагестанцев среди титулованных борцов-спортсменов. Это и культовый у российской молодёжи боец смешанных боевых искусств (UFS) Хабиб Нурмагомедов, и дзюдоист, олимпийский чемпион Мансул Исаев, и борец ушу, 3-кратный чемпион Европы, актёр Джамал Аджигирей, и боксёр, олимпийский чемпион Гайдарбек Гайдарбеков, а также борцы вольного стиля – 6-кратный чемпион мира Ал-Клыч Хасаев, 5-кратный чемпион мира Али Алиев, олимпийский чемпион и 3-кратный чемпион мира Абдурашид Садулаев, 3-кратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, 2-кратный олимпийский чемпион Мавлет Батиров.
Среди уроженцев республики много известных учёных, политиков, деятелей культуры. Композитор Мурад Кажлаев – автор первого балета, который был поставлен в Дагестане. Он создан по одноимённой поэме Расула Гамзатова «Горянка». Кстати, о первой народной поэтессе республики о Фазу Алиевой говорили: «Горянка, покорившая мир».
Самым любимым и узнаваемым дагестанцем во всём Советском Союзе, безусловно, был аварский поэт Расул Гамзатов. Он и его семья для земляков – особенная гордость. Отец Расула Гамзат Цадаса был великим просветителем, почитаемым всеми жителями республики. Брат Гаджи Гамзатов – литературовед, фольклорист, востоковед, член-корреспондент АН СССР, академик Российской академии наук. Жена Патимат Гамзатова – искусствовед, создала в Махачкале Музей искусств, собрав в нём прекрасную коллекцию произведений, в том числе русских и зарубежных классиков. Сейчас руководит музеем её и Расула дочь, тоже Патимат Гамзатова.
Первые следы появления человека на территории современного Дагестана историки датируют сотнями тысяч лет. Когда наступали ледники, люди спустились в Прикаспийскую низменность. А когда они отступили — поднялись в горный Дагестан. Некоторые национальности республики считают потомками мидийцев, хеттов или народов древнего Шумера.
Земледелием и скотоводством здесь занимались уже 7–8 тыс. лет назад. А начало бронзового века (конец IV–II тысячелетие до н.э.) стало расцветом агрокультуры. До сих пор на горных склонах сохранились террасы, где выращивались зерновые, лён, бобовые, а также фрукты и виноград.
В IV веке до н.э. — IV веке н.э. в Восточном Кавказе процветала Кавказская Албания. В V–VI веках н.э. появляются раннефеодальные царства: Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут. В середине VII века Прикаспийский Дагестан становится окраиной Хазарского каганата.
Здесь проходило множество путей миграции и торговли. Волны ираноязычных кочевников (сабатины, белозерские племена, скифы), минуя дагестанские горы, растекались в страны Закавказья и Передней Азии. Позже миграционные потоки вызвало великое переселение народов. Торговцев приводил сюда Великий шёлковый путь.
Долгое время здешние народы были язычниками, солярные символы наносились на стены, мебель и одежду на протяжении многих веков. Ислам, который исповедует сегодня более 96% населения, принесли в Дагестан посланцы мусульманского халифа в 642 году. Но процесс исламизации растянулся почти на 900 лет и завершился только к концу XVI века.
На перекрёстках дорог часто бывает неспокойно. Дагестан видел немало войн. То в его прикаспийскую часть вторгались кочевники, то отряды арабов в период арабо-хазарских войн (в VII–VIII веках) рвались в горы, уничтожая целые аулы. Начиная с XIII века, походы сюда совершали татаро-монгольские войска.
В 1395 году Тимур, создавший обширное государство в Средней Азии и замахнувшийся на «мировую империю», которую не удалось собрать Чингисхану, через Дербентский проход прибыл сюда из Азербайджана во главе огромной армии. А в начале XVI века в схватку за Дагестан вступили Иран и Османская империя. И всякий раз в борьбе с завоевателями народы Дагестана объединялись. В 1582 году их войска, в составе которых были лакцы, аварцы и даргинцы, нанесли крупное поражение турецким янычарам. Затем развернулась продолжительная борьба с иранским шахом Надиром. Объединённые силы горцев разгромили иранцев, и в 1743 году Надир вывел свои войска.
Кавказская война — противостояние Российской Империи с Северо-Кавказским имаматом — шла без малого 50 лет: с 1817 по 1864 годы. На самом деле столкновения продолжались и после 1864-го. За это время в России сменились три императора: Александр I, Николай I и Александр II. Шамиль, на одном из этапов возглавивший имамат (государство горцев) и газават (священную войну против неверных) практически всю жизнь провёл в противостоянии России. Но в конце своего жизненного пути вместе с сыновьями принёс присягу на верноподданство России. И Дагестан стал одной из областей России.
13 ноября 1920 года на I съезде народов Дагестана была провозглашена автономия, а немного погодя вышел декрет ВЦИК об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. С установлением советской власти в горных аулах появились школы, повсеместно стали строиться дороги. 70-километровый канал им. Октябрьской революции, прорытый от реки Сулак, принёс влагу на обширные территории для земледелия и в Петровск-порт (Махачкалу), где прежде воду брали либо из родников, стекавших с горы Тарки-Тау, либо из бочек, заполняемых из Сулака и доставляемых поездами. В 1929 году построена Гергебильская ГЭС, и жители Дагестана оценили преимущества электричества.
Когда грянула Великая Отечественная война, народы Дагестана вместе с другими народами СССР встали на защиту Родины. Практически в каждой семье были свои не вернувшиеся домой герои. А 52 дагестанцам присвоено звание Героев Советского Союза.
События 1999 года вновь показали, на что способны вольнолюбивые горцы. Когда 7 августа формирования Басаева и Хаттаба вторглись в Ботлихский район, тут же на защиту своей земли встали сами жители. Мужчины брали в руки оружие и шли воевать с профессионально подготовленными боевиками. «В борьбе с бандформированиями ополченцы сыграли неоценимую роль», – говорил генерал Виктор Казанцев, в то время командующий Северо-Кавказским военным округом. Он руководил операцией по уничтожению бандформирований, в ходе которой военные, милиция и ополченцы сражались сообща.
Сегодня военнослужащие из Дагестана героически сражаются с нацистами в ходе специальной военной операции. Одним из первых звание Героя России было присвоено (посмертно) гвардии старшему лейтенанту Нурмагомеду Гаджимагомедову. «В бою он уверенно командовал своими бойцами. Как настоящий командир берег подчинённых. Уже получив тяжёлое ранение, сражался до последнего и подорвал гранатой окруживших его боевиков и себя. Он пошёл на такой шаг, потому что понимал, с кем имеет дело. С неонацистами, которые издеваются над пленными и зверски их убивают», - так рассказал о его подвиге президент России Владимир Путин.
Традиции на Кавказе называют адатами — законами, которые не писаны, но обязательны к исполнению. Корни многих из них уходят ещё в языческий период. Адаты здесь очень сильны, и в борьбе с цивилизацией проявляют завидную устойчивость.
Джамаат, т.е. община, здесь по‑прежнему жива. Жители одного селения представляют собой сплочённую общность. И если кто‑то попал в беду, ему обязательно помогут. Как и в старину, в джамаатах обязательно есть годекан — место для собраний, куда приходят мужчины. Не менее важен для каждого дагестанца и тухум — род. Он всегда в его сердце. И род заботится о своих членах: умершие предки оберегают живых потомков, а живые почитают ушедших и помогают друг другу.
Чай подают сначала старшему мужчине, затем — остальным, но тоже по принципу старшинства. Дагестанцы воспитывают в детях почтительное отношение к старшим. Сын не сядет без разрешения отца, младший не начнёт говорить без разрешения старшего. Для горцев старший — значит, мудрый. Он многое повидал и осмыслил, он является хранителем культурной и исторической памяти, традиций и обычаев предков. В любом споре последнее слово остаётся за аксакалом — почтённым представителем старшего поколения. И ни одно мероприятие не проходит без него.
Появление на свет младенца — всегда радостное событие для всех жителей аула. К нему обычно готовятся несколько дней: устраивают место для новорождённого, собирают яства для празднования, приготавливают подарок тому, кто первым донесёт до отца известие о рождении малыша. Но главное — подбирают ребёнку воспитателя среди старейшин.
Когда малыш родился, начинается всеобщее гуляние, растягивающееся на несколько дней. Гости, приходя в дом, преподносят родителям и старшим родственникам дорогие подарки. А те угощают односельчан и веселятся с ними.
Считается очень важным для дальнейшей судьбы новорождённого выбор ему имени. Это делается в течение 3 дней после рождения, часто спрашивают совета у аксакалов. А потом аксакал выполняет такой обряд. В правое ухо младенца произносит слова Азана, посвящающие его в мусульманскую веру. В левое говорит его имя. После этого рот малышу смазывают сладкой водой, чтобы у него была сладкая и счастливая жизнь.
Друзья часто становятся столь близкими людьми, что воспринимают друг друга как родственников. Кунак в Дагестане больше, чем друг. Это побратим. Он может пожертвовать ради друга благами. А если кунак погиб, будет заботиться о его семье. Куначество распространяется и на семьи. И даже «передаётся по наследству»: побратимами становятся не только семьи кунаков, но и их потомки.
Такого национального многообразия нет ни в одной другой республике России: в Дагестане проживает свыше 30 народов, плюс малочисленные представители многих других этносов. Они не просто говорят по-разному – их языки относятся к разным языковым группам.
В северо-кавказскую языковую семью входят языки нахско-дагестанской ветви: аварский, даргинский, лезгинский, лакский, табарасанский, рутульский, агульский, цахурский, чеченский. Тюрки, кумыки, татары, ногайцы говорят на языках алтайской языковой семьи (тюркская группа). А русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне – это представители индоевропейской языковой семьи. И тем не менее, все прекрасно понимают друг друга – не только благодаря тому, что некоторые знают по несколько языков. Функцию межнационального общения прекрасно выполняет русский язык.
горные западные районы
горы и предгорья средней части республики
Ногайская степь на севере
Терско-Суламская низменность, северные предгорья
горы, предгорья и равнины Южного Дагестана
Махачкала и другие значимые города
Более 40 уроженцев республики в Великую Отечественную войну удостоены звания Героя Советского Союза. В ходе специальной военной операции Героями России стали уже четверо дагестанцев: кроме Нурмагомеда Гаджимагомедова, ставшего первым героем СВО, это генерал Эседулла Абачев, майор Энвер Набиев, старший лейтенант Руслан Курбанов.
Немало дагестанцев среди титулованных борцов-спортсменов. Это и культовый у российской молодёжи боец смешанных боевых искусств (UFS) Хабиб Нурмагомедов, и дзюдоист, олимпийский чемпион Мансул Исаев, и борец ушу, 3-кратный чемпион Европы, актёр Джамал Аджигирей, и боксёр, олимпийский чемпион Гайдарбек Гайдарбеков, а также борцы вольного стиля – 6-кратный чемпион мира Ал-Клыч Хасаев, 5-кратный чемпион мира Али Алиев, олимпийский чемпион и 3-кратный чемпион мира Абдурашид Садулаев, 3-кратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, 2-кратный олимпийский чемпион Мавлет Батиров.
Среди уроженцев республики много известных учёных, политиков, деятелей культуры. Композитор Мурад Кажлаев – автор первого балета, который был поставлен в Дагестане. Он создан по одноимённой поэме Расула Гамзатова «Горянка». Кстати, о первой народной поэтессе республики о Фазу Алиевой говорили: «Горянка, покорившая мир».
Самым любимым и узнаваемым дагестанцем во всём Советском Союзе, безусловно, был аварский поэт Расул Гамзатов. Он и его семья для земляков – особенная гордость. Отец Расула Гамзат Цадаса был великим просветителем, почитаемым всеми жителями республики. Брат Гаджи Гамзатов – литературовед, фольклорист, востоковед, член-корреспондент АН СССР, академик Российской академии наук. Жена Патимат Гамзатова – искусствовед, создала в Махачкале Музей искусств, собрав в нём прекрасную коллекцию произведений, в том числе русских и зарубежных классиков. Сейчас руководит музеем её и Расула дочь, тоже Патимат Гамзатова.